27 Марта 2015, 16:45
В прошлом году ФАС вместе со всеми территориальными органами возбудила 243 дела по статье 11 закона о защите конкуренции. «Особое внимание начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев обратил на то, что порядка 40% всех антиконкурентных соглашений на торгах — это дела, связанные со строительством. (…) Такая же статистика наблюдается и по делам об антиконкурентных соглашениях с участием органов власти. 35% из всех возбужденных дел о сговорах с участием органов власти это опять дела, связанные со строительством», — пишет «Российская газета» («В 2014 году ФАС возбудила 243 дела против нарушителей закона о конкуренции»). Возникает вопрос: 243 дела — это много или мало? И что это в действительности за дела?
С одной стороны, 243 дела, которые завела в прошлом году ФАС, — серьезная трехзначная цифра. Она как бы говорит нам всем, что ФАС защищает свободу конкуренции в России не покладая рук (заводя по одному делу практически каждый рабочий день). Есть и другие мнения. Старший научный сотрудник РАНХиГС, член экспертного совета при Правительстве РФ, антимонопольный экономист Вадим Новиков cчитает бурную активность ФАС не слишком конструктивной.
«…ФАС настроена на поиски монополизма иначе, чем аналогичные органы других стран. Наша антимонопольная служба похожа на рамку в аэропорту, которая звенит на железо даже в поливитаминах. В результате на 2,5 тысячи дел о «злоупотреблении доминирующим положением» (основная антимонопольная статья), которые возбудила ФАС в прошлом году (2012 — прим. ЦВ), приходится 16 дел в США, одно — в Великобритании, а всего — 797 у более чем сорока вместе взятых стран, которые участвуют в рейтинге Global Competition Review», — объясняет ситуацию Новиков в статье в журнале «Эсквайр».
По мнению Вадима Новикова, причина повышенной активности ФАС заключается в принятой во многих наших проверяющих ведомствах «палочной системе»: чем больше дел заведено, тем лучше для отчетности и карьеры. «Результат этой гонки предсказуем: Россия превращается в страну монополистов», — делает неутешительный вывод эксперт.
Вы там, случайно, не сговорились?
В конце прошлого года специфику работы этой системы на себе смогли проверить разработчики сметных нормативов и сметного программного обеспечения (ПО). 9 октября 2014 года ФАС выпустила приказ о проверке ФАУ ФЦЦС, НО НАСИ, разработчика сметного ПК — ООО «Госстройсмета», разработчика и распространителя сметных нормативов ООО «Госстройнорматив» и издателя сметных нормативов ООО «Стройинформиздат». Приказ был издан с целью выяснить, соответствует ли антимонопольному законодательству действия этих организаций при утверждении (проверке, разработке, распространении) сметных нормативов. По документам проверка проводилась по статье 11 закона о защите конкуренции (картельный сговор).
Возможно, в ФАС России тогда не знали, что в России сметные нормативы вправе разрабатывать кто угодно. Это — свободный рынок. А вот утверждает их только государство в лице Минстроя (ранее — Госстроя, Минрегиона). Это — совершенно адекватный госконтроль, который есть в любой приличной стране мира. И к нарушению права авторов сметных нормативов свободно конкурировать на рынке он никакого отношения не имеет.
Далее утвержденные государством сметные нормативы размещаются в свободном доступе в сети Интернет, и ими может пользоваться любой желающий. Другой вопрос, что эти сметные нормативы представляют собой огромные массивы информации, которыми сметчикам практически невозможно пользоваться без автоматизации. Поэтому на рынке существуют люди и организации, которые берут эти официальные сметные нормативы, оцифровывают, нужным образом группируют и структурируют. На выходе получаются электронные базы данных сметных нормативов, которые можно легко загружать в сметные ПК и использовать при составлении смет. Создание электронных баз данных — результат кропотливого, интеллектуального труда. У каждой такой базы есть создатель, который вправе зарабатывать на ее продаже и защищать ее от пиратского копирования. Это ему обеспечивает законодательство РФ о защите авторских прав.
Поэтому законопослушные разработчики сметных ПК (которых сегодня большинство) покупают лицензию у автора электронной базы данных сметных нормативов и спокойно используют ее в неизменном виде в своем программном комплексе. Отметим, что создавать базы данных сметных нормативов может любой человек или организация, здесь тоже нет никаких ограничений конкуренции.
В общем, в этой достаточно прозрачной и работающей в рамках закона системе создания и распространения электронных баз данных сметных нормативов ФАС никакого картельного сговора обнаружить не удалось. Нет там его, что поделать.
ФАС назад не ходит
Сговора не нашли, но история на этом не закончилась. ФАС как крокодил — назад не ходит. В декабре 2014 года ФАС России возбудила новое дело против десятка разработчиков российских сметных ПК, против Минрегиона РФ, Минстроя РФ, НО НАСИ и ФАУ ФЦЦС по признакам нарушения уже статьи 16 федерального закона о защите конкуренции.
Основанием для этого разбирательства, продолжающегося до сих пор, послужила жалоба ООО Центр «ГРАНД» — крупнейшего распространителя сметных ПК в России (ООО Центр «ГРАНД» является ведущей компанией в составе так называемой международной группы компаний «ГРАНД» (МГК «ГРАНД») — прим. ЦВ). На его долю, по оценкам НП «Антиконтрафакт», приходится около 75% российского рынка сметных программ.
Кроме того, что «ГРАНД» — очевидный монополист на рынке, он еще и официально признанный судами различных инстанций «пират». Пират, конечно, не романтический, а бытовой, не раз пойманный за руку на использовании и распространении электронных сметно-нормативных баз данных без заключения договора с правообладателями.
На пресс-конференции «Борьба с ценовыми сговорами — путь к снижению расходов государства» в феврале 2015 года начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев оценил это разбирательство как «серьезное дело, решение по которому сможет существенно изменить вообще весь порядок сметного ценообразования».
Пока что громкие слова представителя антимонопольной службы буквально повисли в воздухе. ФАС отложила рассмотрение этого дела до сентября 2015 года, что говорит о некоторой растерянности контролирующего ведомства. Жалоба монополиста компании «ГРАНД» в антимонопольную службу, вероятно, оказалась не только абсурдной, но и не слишком обоснованной, чтобы безапелляционно и аргументированно наказать всех «виновных». «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать», — всем прекрасно понятный, но не слишком подходящий аргумент.
В итоге ФАС оказалась в очень непростой ситуации и взяла полугодовой тайм-аут. Участники рынка — сметчики, авторы электронных баз данных и разработчики сметных ПК с интересом ждут развязки.